Онегин с первого движенья, К послу такого порученья Оборотясь, без лишних слов Сказал, что он всегда готов.

В душе же Евгений боится осуждения старого дуэ­лянта: «Он зол, он сплетник, он речист...» И вот страх скрылся под маской гордости.

Страдание

Страдание - самая частая отрицательная эмоция, так же как интерес - положительная. Это глубинный аф­фект, который может быть вызван голодом, холодом, болью, шумом, жарой, ярким светом, разочарованием, неудачей, потерей и т. д. Свою жизнь человек начинает со страдания. При акте рождения ребенок лишается рая внутриутробного существования и выражает свое воз-

407

мущение громким криком. Ив дальнейшем, как указы­вает Изард, страдания становятся неотъемлемой частью жизни.

Страдание зависит от личностных установок. Вот по­чему для одних увольнение с работы, конфликт на производстве, лишение девственности вне законного брака, неудача в любви являются глубокой драмой, дру­гие переносят это спокойно. Но существует много при­чин для страданий, которые совершенно не зависят от личности. Это кризисы экономические, война, тяжелая болезнь, катастрофа, внезапная смерть любимого чело­века. Часто мы начинаем осознавать, что были счастли­вы, когда наступает страдание.

Печальное выражение лица знакомо всем. При яв­ном страдании брови поднимаются вверх и сдвигаются. Если человек часто находится в состоянии печального раздумья, то между бровями закладываются вертикаль­ные морщины. В наиболее выраженные моменты стра­дания человек плачет. Слезы облегчают страдание, не находя выхода, они душат. Как только человек заплакал, выраженность страдания становится меньше. Однако с самого детства ребенка приучают сдерживать слезы. Поэтому одной из задач психологического тренинга является возвращение человек;? способности плакать при страдании.

Страдающий человек чувствует себя покинутым, одиноким, никому не нужным, бессильным, глупым и т. д., в общем, он чувствует себя несчастным. Но страда­ние выполняет и полезную функцию. Оно дает знать человеку, что ему плохо, заставляет действовать, решать проблемы и тем самым спасает человека от разрушения. Кроме того, страдание сплачивает людей.

Не следует, не разобравшись в причинах страдания, пытаться облегчить его. Когда страдание возникает при утрате близкого человека, необходимо время, чтобы при­выкнуть к отсутствию того, с кем провел долгие годы. Довольно часто человеку, находящемуся в горе, предла­гают взять себя в руки. Но у человека, который все вре­мя держит себя в руках, возникает своеобразная болезнь. Как пишет Ницше, «...он постоянно пребываетв обо-



408

ронительнойпозе, вооруженный противсамого себя,вечныйвахтер своей крепости, на которую он обрек себя. Да, он можег достичь величия в этом! Но как не­навистен он теперь другим, как тяжек самому себе, как истощен и отрезан от прекраснейших случайностей души!» А как часто мы слышим такую «поддержку»:

«Тебе бы мои беды!»

Как же поддержать человека, находящегося в горе? Я предлагаю такой вариант: «Я восхищен твоим муже­ством, тем, как ты переносишь свое горе! Я бы давно не выдержал и разревелся!» Это, по-моему, настоящая под­держка, тогда как «Возьми себя в руки» - это фактичес­ки восхваление самого себя: «У меня обстоятельства потяжелее, но я держусь». Дорогой мой читатель! Я уве­рен, что вы уже научились расшифровывать истинное значение бессознательного, прошедшего цензуру соз­нания.

В этой связи хочу рассказать вам один случай.

Уяас в клинике лечился 18-летний юноша. Кто-то из больных его обидел, и он самовольно ушел домой. Родители вернули его. Он был весь в слезах. Медсестра подошла к нему и с презрением сказала: «Что раанюнялся? Ты же мужчина! Пре­крати плакать! Возьми себя в руки!» Я спросил сестру, чего она добивается от больного. Она мне ответила, что хотела бы, чтобы он прекратил плакать. Как выдумаете, чего хотела се­стра на самом деле, что хотело ее бессознательное? Когда я ей сказал, что она добивается того, чтобы он попытался ночью ее изнасиловать, она очень удивилась. А как иначе он сможет доказать ей, что он мужчина?

Человека надо не стыдить, а учить переносить стра­дание. Как указывала Изард, если родители выказывают к ребенку презрение, когда он плачет, он может привы­кнуть сгорать от стыда всякий раз, когда ему захочется плакать. Все это может сделать ребенка боязливым, болезненно застенчивым. По мнению Томкинса, отно­шение к страданию воспитывается посредством наказа­ния, поощрения, неполного поощрения и смешанным способом.



Если родители наказывают ребенка, не обращая вни­мания на причину его страдания, и у него нет возмож-

409

ности объясниться, это может привести к притворству, слабой выраженности индивидуальности, чрезмерному избеганию страдания, апатии и усталости. Если еще при этом ребенка бьют, он начинает плохо переносить боль. Вот почему мужчины хуже переносят боль, чем жен­щины (мальчиков ремешком наказывают чаще, чем де­вочек).

Если родителипоощряют ребенка проявлять свои стра­дания, пытаются успокоить его и уменьшить действие фактора, вызывающего страдание, устранить его, то ре­бенок будет иметь возможность выражать страдание, бороться с ним и побеждать его. Он будет больше дове­рять людям, будет благополучно переживать страдания, которые обычно сопровождают радость и любовь, у него сформируется более оптимистическое отношение к жизни.

Принеполном поощрении родители целуют, обнима­ют и гладят плачущего ребенка, вместо того чтобы сде­лать понятной для него причину страданий. Такой ре­бенок будет не преодолевать страдание, искать его при­чину, а искать успокоения. Из таких детей могут вырас­ти алкоголики и наркоманы.

Присмешанном способе маленького ребенка поощ­ряют плакать, чуть подрос - начинают наказывать. Мать требует одно, отец - другое. В результате замедляется развитие личности, возникает неудовлетворенность при контактах с другими людьми, зависимость в межлич­ностных отношениях и боязнь конфликтов.

Тяжелей всего переносить страдание, когда оно ка­жется бессмысленным. Поэтому нужно найти в нем смысл. «Потерпите немного, - говорит врач больному, ощупывая его живот. - Я хочу определить, аппендицит у вас или просто колит». Страдание приобрело смысл. Ведь надо решать, делать операцию или нет, и больной терпит! Как утверждает Франкл,если в потере найти что-то положительное, страдание станет легче. «Никакие день­ги не бывают помещены выгоднее, чем те, которые вы позволили отнять у себя обманным образом: ибо на них мы непосредственно приобретаем благоразумие», - пи­сал А.Шопенгауэр.

Гнев

Длительно существующая депрессия (тоска), давая известный отдыхорганизму, является врожденным воз­будителем гнева. Большинству людей знакомо чувство гнева, наступающего после страдания. На работе его отругали, что вызвало страдание. Он пришел домой и с гневом набросился на ребенка. Гневается он не столько на ребенка, сколько на источник страдания, но, к сожа­лению, часто не осознает этого. В результате такая си­туация повторяется довольно часто.

Гнев возникает обычно тогда, когда появляются пре­пятствия для удовлетворения потребностей. Это могут быть физические помехи, правила, законы и, наконец, собственная неспособность. Если препятствия незначи­тельны и легко преодолеваются, гнев может не возник­нуть. Иное дело, когда препятствие преодолеть не уда­ется, а желание сохраняется. Часто низкий уровень гнева в течение длительного времени подавляется, что нано­сит вред здоровью. Я в гневе на партнера. Но в обществе мне надо скрыть это. Я весь напрягаюсь, с яростью сжи­маю кулаки и вместо того, чтобы уничтожить источник гнева, уничтожаю себя.

Когда животное приходит в ярость, оно оскаливает зубы, широко раскрывает глаза. Вся поза выражает го­товность напасть. Такое проявление гнева можно ви­деть только у ребенка. У взрослого человека она наблю­дается только в экстремальных ситуациях. А чаще всего нам приходится гасить свой гнев. Тогда зубы стискива­ются, губы сжимаются, брови сводятся, ноздри расши­ряются и крылья носа приподнимаются. При гневе кровь кипит, лицо горит. Происходит мобилизация нервной системы и всего организма. Человек чувствует себя силь­ным, у него появляется потребность в немедленных дей­ствиях, которые могут быть иррациональны, если чело­век не предпримет что-нибудь для контроля над гневом. Гнев подавляет страх и страдание.

Связку «страх - страдание - гнев» можно проследить на следующем примере, который приводит Изард.

мать пошла за покупками и оставила маленького сына дома. Вначале он чувствовал себя хорошо. Но мать за­держалась. Стало темно. Ребенок испугался и стал пла­кать. Страх вызвал чувство заброшенности и страдание, которое усилило страх. Но если мальчик рассердится на мать, у него уменьшатся и страх, и страдание.

В эволюции человека гнев имел большое значение для выживания. Сейчас гнев часто выполняет отрицатель­ную функцию. Когда он возникает, ему сопутствуют чув­ство несправедливости, ощущение, что тебя обманули, предали, унизили, а иногда появляется мысль и о все­общей несправедливости. Если гнев долго сдерживается, часто возникает отвращение к объекту, который его вы­зывает.

Родители, педагоги, начальники, часто конфликтую­щие со своими детьми, учениками, подчиненными! Хо­рошо запомните это положение. Если зависимый от вас партнер кричит на вас в ответ, он относится к вам еще более или менее сносно. Но те, кто молчит и сдержива­ет свой гнев, испытывают к вам отвращение. Вот так-то!

Если удается справиться с опасным соперником, к гневу примешивается радость, и в результате возникает чувство презрения к сопернику (Эта сложная эмоция представляет собой смесь гнева и радости).Презрение - самая холодная и разрушительная эмоция. Если доля гнева в презрении вачивает падать и такое состояние ста­новится хроническим, человек может превратиться в са­диста.


ontogenez-nervnoj-sistemi-cheloveka.html
ontogenez-progressivnoe-a-na-opredelennih-periodah-i-regressivnoe-razvitie-subektivnosti-obrazovannoe-razvitiem-lichnosti-soznaniya-i-sposobnostej-na-materiale-telesnogo-sozrevaniya-i-uvyadaniya.html
    PR.RU™