Опасными должны считаться складки, имеющие радиус 2 мм и менее.

Причины образования:

* нарушение технологии изготовления стержня; сдвиг материала при прессовании стержня; сборение ленты при намотке.

Возможные последствия дефекта:

* пробой на активную сталь при сильном увлажнении или перегреве изоляции;

* быстрое развитие усталости изоляции; возникновение трещины (микро-трещины) и пробой на активную сталь.

Методы выявления:

* нормированные испытания повышенным напряжением.

Примеры обнаружения:

Фото А, Б. Турбогенератор типа ТВВ-800-2ЕУЗ, изготовлен в 1989 г, введен в работу в 1991 г. Изоляция обмотки статора – слюдотерм. Дефект обнаружен во время внепланового ремонта в 1996 г. Ранее в 1995 г по сигналу газоанализатора и результатам химического анализа была зафиксирована концентрация водорода в дистилляте 5%, что свидетельствовало о разгерметизации системы охлаждения обмотки статора. Генератор был отключен от сети. Проведены пневматические испытания обмотки повышенным давлением смеси воздуха с фреоном, а затем гидравлические - повышенным давлением воды. Признаки какой-либо утечки не были обнаружены. Машина выдержала испытания повышенным напряжением и была включена в работу на 1 месяц, в течение которого водород в газовой ловушке не появлялся. После нахождения энергоблока в ремонте в течение 6 месяцев была обнаружена течь в обмотке статора, локализованная путем гидравлической опрессовки и устраненная заглушением полого проводника. Обмотка статора выдержала испытания повышенным напряжением. Генератор был включен в работу и проработал до останова для устранения свища на импульсной линии по питательной воде. Во время ремонта была произведена переклиновка обмотки статора. При испытаниях повышенным напряжением промышленной частоты был пробит нижний стержень в лобовой части по увлажненной трещине, образовавшейся в зоне грубых складок слоев стеклослюдинитовой ленты.

Складки слоев в изоляции были выявлены путем микроскопических исследований шлифов образцов изоляции, вырезанных в зоне пробоя.

Фото В, Г. Турбогенератор типа Т-12-2ЕУЗ, изготовлен в 1988 г, введен в эксплуатацию в 1989 г. За время эксплуатации пробоев изоляции не было, стержни не заменялись. Дефект обнаружен в процессе определения причины расплавления зубцов активной стали и стержней обмотки статора в 1997 г.

Складки слоев в изоляции были выявлены путем микроскопических исследований шлифов образцов изоляции, вырезанных в зоне пробоя.

А. Складки слоев стеклослюдинитовой ленты, приведшие к образованию трещины, через которую произошел пробой. На фотографии изображены две плоскости, образовавшиеся после продольного распила узкой грани лобовой части в зоне пробоя.



Б. Опоясывающая трещина в изоляции, возникшая из-за складок слоев стеклослюдинитовой ленты.

В

Г

В, Г. Складки слоев в термореактивной изоляции.


Расслоение изоляции

Диагностические признаки, параметры:

* потеря монолитности;

* наличие тонких продольных зазоров между слоями изоляции;

* изоляция мягкая на ощупь;

* глухой звук при простукивании;

* высокий уровень ч.р. и характерный спектр сигнала.

Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:

Опасным должно считаться расслоение, если имеют место два условия: ширина щелей соизмерима с высотой стержня; глубина распространения составляет 50% и более толщины корпусной изоляции.

Причины образования:

* применение некондиционных лент и компаундов при изготовлении термореактивной изоляции, нарушение режимов прессования;

* длительная работа изоляции при температурах, близких или превышающих класс ее нагревостойкости.

Возможные последствия дефекта:

* пробой изоляции на корпус из-за непосредственного снижения электрической прочности либо из-за ее разрушения частичными разрядами.

Методы выявления:

* простукивание деревянным молотком (метод не нормирован);

* измерение ч.р.

* микроскопическое исследование шлифов изоляции.

Примеры обнаружения:

Фото А. Турбогенератор типа ТВФ-63-2ЕУЗ, изготовлен в 1995 г, введен в работу в 1996 г. Изоляция обмотки статора - монолит-2. За время эксплуатации обмотка статора не пробивалась, стержни не заменялись, активная сталь не распушалась и не выкрашивалась. Дефект обнаружен в 1998 г во время среднего ремонта, когда при испытаниях повышенным напряжением была пробита изоляция обмотки статора.



Расслоение изоляции было выявлено путем микроскопических исследований шлифов образцов, вырезанных в зоне пробоя.

Фото Б. Турбогенератор типа ТГВ-500, изготовлен в 1977 г, введен в работу в 1977 г. Изоляция обмотки статора ВЭС-1.

Расслоение изоляции было выявлено при осмотре распиленного стержня в месте пробоя.

Фото В. Турбогенератор типа ТВВ-320-2, изготовлен в 1966 г, введен в работу в 1966 г. Дефект обнаружен во время полной замены обмотки статора в 1995 г при испытаниях запасных стержней повышенным напряжением промышленной частоты. Изоляция пробившегося стержня – слюдотерм.

Расслоение изоляции было выявлено при осмотре распиленного стержня в месте пробоя.

Фото Г. Турбогенератор типа ТГВ-500, изготовлен в 1975 г, введен в работу в 1976 г. Многократно подвергался ремонту, в том числе на заводе-изготовителе. Дефект был обнаружен во время внепланового ремонта в 1997 г, вызванного пробоем в работе стержня в пазовой части.

Расслоение изоляции было выявлено при осмотре распиленного стержня в месте пробоя.


А. Расслоение термореактивной изоляции. Увеличение 40 крат, цена

деления шкалы 0,02 мм.

Б. Расслоение термореактивной изоляции.

В. Расслоение изоляции из-за отсутствия склейки слоев стеклослюдинитовой

ленты в зоне пробоя.

Г. Расслоение термореактивной изоляции.



operativnoe-upravlenie-igroj.html
operativnoe-upravlenie-prodazhami.html
    PR.RU™